Идея оставить в кабине пассажирских самолётов к 2030 году только одного пилота вместо двух набирает обороты в авиационной индустрии. Регулирующие органы сорока стран рассматривают эту возможность как способ снизить эксплуатационные расходы и уменьшить дефицит лётчиков.
Перспективы перехода к одночленному экипажу исследуются и в России, где внедряются «виртуальные вторые пилоты» на основе нейросетевых алгоритмов искусственного интеллекта. Однако многие специалисты считают это предложение сомнительным из-за высокого риска.
Вопрос о том, сможет ли виртуальный пилот обеспечить безопасность авиапассажиров, остаётся открытым. С одной стороны, использование искусственного интеллекта может снизить риски человеческого фактора, который является одной из основных причин авиационных происшествий. С другой стороны, пока ещё недостаточно данных о надёжности и безопасности таких систем.
Кроме того, переход на одночленный экипаж потребует серьёзных изменений в подготовке пилотов и внедрении новых технологий. Необходимо будет обеспечить надёжную работу виртуальных пилотов в различных условиях, а также разработать новые стандарты безопасности.
В любом случае, идея внедрения виртуального пилота в пассажирскую авиацию остаётся актуальной и требует дальнейшего изучения. Только после проведения всесторонних исследований и испытаний можно будет сделать вывод о том, насколько она безопасна и эффективна.