Скорее всего, когда вы оплачивали билет, в списке дополнительных услуг уже была проставлена галочка напротив страховки. И хотя продавцы не имеют законного права этого делать без согласия покупателя, некоторые компании прибегают к подобной практике.
Иногда и вовсе действуют довольно агрессивно, предлагая человеку отказаться от страховки путём нажатия кнопки «беру все риски на себя». Рассчитывают на неосведомлённость человека, играют на чувстве ответственности и страха.
На самом деле, согласно Федеральному закону от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном», пассажир любого общественного транспорта получает обязательную страховую защиту вместе с билетом, и оплачивает её транспортная компания, страховка от перевозчика уже входит в цену поездки, за неё платить не нужно.
Согласно ст. 5 данного закона, перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность и информировать об исполнении данной обязанности. Иными словами, если в дороге по вине перевозчика или из-за аварии с человеком и его вещами что-то случится, он или его родственники имеют право рассчитывать на страховые выплаты.
Чтобы получить компенсацию, необходимо обратиться в страховую компанию перевозчика, предварительно подготовив заявление и документы, подтверждающие право на выплату (копии или сканы паспорта, билета, медицинские справки, официальный акт о несчастном случае, который составляет представитель транспортной компании).
Те полисы, которые продаются дополнительно к билетам, как правило, включают расширенный список компенсаций. Они, например, могут покрывать риски отмены поездки в последний момент, опоздание на посадку по не зависящим от пассажира причинам, задержку рейса, потерю багажа и т. п.
Если вы передумали или оплатили такой полис по ошибке, то можете согласно Указанию Банка России от 20.11.2015 № 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования» отказаться от него. Сделать это необходимо в течение 14 дней после покупки и при условии, что не наступил страховой случай и срок действия полиса ещё не закончился. Рассчитывать на стопроцентное возмещение можно в случае, если полис не начал действовать — обычно до начала поездки.
Оформить отказ от страховки можно на том сервисе, где вы покупали билет. Если онлайн-возврат не предусмотрен, то придётся обращаться в страховую компанию или к продавцу с соответствующим заявлением.
В любом случае перед тем как купить добровольную страховку или отказаться от неё, изучите внимательно все условия. Вполне возможно, что дополнительная защита будет вам полезной.